понедельник, 12 октября 2015 г.

Приоткрываем завесу тайны Нулгынэт

Федотова Мария Прокопьевна - Нулгынэт

Член союза писателей России
Отличник народного просвещения РСФСР
Народный целитель

Автобиогрфия
Я родилась 31 декабря в 1946г., в тайге, на перевале горы "Кисилях" Усть-Янского улуса в семье кочевых эвенов по дороге в участок Буур Хаайбыт. Мама тогда буквально успела сунуть меня за пазуху, потому что остановить нартенных оленей было невозможно.


Так я появилась на свет в самую макушку зимы, в лютые холода, так называют эвены 31 декабря, когда за чумом ветки лиственниц от стужи трещали от мороза и отламываясь, падали на землю, когда заиндевевшие олени, прислушиваясь ко времени, ходили по снегу, ожидая хозяев. Своей радостью о рождении девочки отец с матерью поделились с оленями, со снегами, солнцем и небесами.
Приехав в участок Буур Хаайбыт, покормили огонь, нарекли меня Марией Нулгынэт - по эвенски "Рожденная во время кочевки". Так на улице на следующий день родился Новый год и вздохнул в ребенка звонкий снежный воздух, а через несколько дней опять потянулась в дорогу нартенная упряжка.
С тех пор неустанно кочую по жизни, не расстаюсь с родной тайгой, горами, снегами, и на белую бумагу ложатся бесконечными сторочками песни об оленях - верных друзьях эвенов.
В 1953 году поступила в нулевой класс Силянняхской начальной школы Верхоянского района. Моя семья рано лишилась кормильца - отца, скоро за ним ушел в мир иной дедушка и единственный старший брат, поэтому мы с матерью на оленях перебрались в Момский район. В Моме жили мамины родственники.
Училась в Орто-Дойдунской начальной, Улахан-Чистайской восьмилетней и Момской средней школах.
В 1971 году закончила Вилюйское педучилище имени Н.Г.Чернышевского, затем - филологический факультет Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, стала учительницей якутского языка и литературы в Орто-Дойдунской средней школе. В данное время работаю руководителем кружка "Эвенская культура" в Момском районе.
Писать начала с детства, первые стихотворения печатались в газете "Бэлэм буол", "Эдэр коммунист", в районных газетах г.Вилюйска и с.Хону. Работая учителем, вела литературный кружок среди учащихся, в результате которых в 1994 году была издана книга "Хотугу ньургусуннар". Первая книга "Тэбэнэттээх Нулгынэт" вышла в 1995 году, в издательстве "Бичик". Я автор двадцати книг. Пишу на эвенском, якутском и на русском языках. Имею на эвенском две книги: повесть "Бакивун куна Нулгынэт" и сказка "Екэню гэлэтти сонначан". На русском "Шалунья Нулгынэт" повесть и сказка "Хороло Хосун". Остальные на якутском языке.
С 1999 года я член Союза писателей России. В 2000 году I место в республиканском закрытом конкурсе имени К.Туйарского, в жанре сказки "Олененок, который ищет молоко", в том же году лауреат премии имени Черемкина-Толомона в области искусства, культуры, литературы и журналистики Момского района.
Стараюсь рассказывать детям простым доступным языком о приключениях своих героев, привожу юных читателей к выводу о том, что никогда не следует руководствоваться ненавистью и злобой. В доступной форме знакомлю читателей с уникальной природой Севера и ее обитателями.
Моя мама Голикова Христина Петровна и дедушка Голиков Николай Христофорович были знатоками фольклора и родного языка. Дед Николай Христофорович был родом из Таттинского улуса. Когда мама охотилась на пушного зверя, я оставалась с дедом в палатке. Он рассказывал сказки, пел шаманские и удаганские песни. Тогда я забывала все на белом свете, и не плакала. После смерти дедушки мама сама пела и рассказывала сказки. Ее голос был очень нежным, я сразу засыпала. Она была удаганкой, лечила людей от разных болезней. Детей лечила своим нежным голосом.  Утром , после этого, они просыпались здоровыми. Она была от природы мудрым человеком и потому очень тонко воспринимала детскую психологию, верно улавливала мелодию детской души. Такое чутье не каждому дано. Это неповторимая мелодия вплетена в саму природу кочевой жизни, она и хорканьих оленя, и в скрипе нартенных полозьев. Поэтому мной создаваемые образы своеобразны и неповторимы. Моя мама была искренной неподдельной юмористкой. Ее юмор в меня впитался, я считаю это другой особенностью моего таланта, столь необходимый для жизни в суровых условиях Севера.
Сама шью свою национальную одежду, председатель АКМНС Момского района, а так же народный целитель, когда надо оленевод, управляю упряжкой, езжу верхом на оленях, лошадях, быках, владею всеми умениями и навыками оленеводческой и охотничьей жизни. Зимой и летом рыбачу удочкой на хариуса.  Так и живу радуясь жизни, среды милых в душе людей. Люблю родной Северный край. Никогда не устану  любоваться своей Родиной и ее уникальной неповторимой природой.
С 1999 года член Союза писателей России, отличник народного просвещения РСФСР, награждена знаками отличия РС(Я) "Гражданская доблесть", "370 лет Якутия с Россией", медалью Полярников. Мне третий раз присвоена Высшая квалифицированная категория учителя.
Федотова Мария Прокопьевна-Нулгынэт,
детская писательница.


02.10.15. -  г.Якутск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий